Меню Закрыть

Из истории САЗа

Краткая справка о Саратовском авиационном заводе (завод № 292)

 

         В 1929 году V Всесоюзный съезд Советов СССР принял решение о строительстве в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин.

          В мае 1930 года было решено перепрофилировать строящийся в Саратове завод сельскохозяйственных машин на производство комбайнов. Постановлением ВСНХ СССР Саратовский завод комбайнов был включен в список 518 ударных строек пятилетки.

          26 июня 1930 года (в день открытия XVI съезда ВКП (б)) были заложены фундаменты двух основных цехов завода — механосборочного и ремонтно-инструментального. Этот день стал официальной датой начала строительства Саратовского завода комбайнов.

          13 ноября 1931 года прибыл и приступил к выполнению своих обязанностей первый директор Саратовского завода комбайнов Витчинкин Михаил Львович.

          31 декабря 1931 года строительство завода было завершено.

          31 декабря 1931 года считается официальной датой рождения Саратовского завода комбайнов, которму по ходатьайству рабочих было присвоено имя товарища Шеболдаева Б.П. Соответственно 31 декабря 1931 года считается днем рождения Саратовского авиационного завода

    4 января 1932 года приветственную телеграмму в адрес руководства Саратовского завода комбайнов и его работников направил Иосиф Сталин.

   Стройка была закончена, началось массовое производство сельскохозяйственной техники, основным изделием был комбайн «СЗК».

          За период с 1932 по 1937 год  выпущено 39000 комбайнов марки СЗК.

          За перевыполнение правительственного задания по выпуску комбайнов в 1933 году заводу было присуждено ЦК Союза сельхозмашиностроения и Главсельмашем переходящее Красное Знамя.

          С 1933 года (в период выпуска сельхозтехники) на территории СЗК работал специальный цех по ремонту авиационных моторов.

          В соответствии с решением Совета Труда и Обороны СССР от 5 августа 1937 года Саратовский завод комбайнов перешел от производства комбайнов к производству авиационной техники.

          Волна репрессий коснулась и руководства завода. В 1938 г. был репрессирован, а затем расстрелян директор Витчинкин Михаил Львович (реабилитирован в 1957 году).

          В апреле 1938 года вступил в должность директора  Малахов Федор Сергеевич.

          Приказом НКОП от 27 октября 1938 года за № 403 был утвержден первый Устав для Государственного Союзного завода – САРКОМБАЙН-НКОП, который вскоре по мере организации Народного Комиссариата Авиационной промышленности СССР приказом № 361 от 28.12.1939 года был отменен и утвержден новый Устав.

          Новый завод был зарегистрирован под № 292 НКАП.

          28 октября 1938 года с аэродрома завода взлетел первый самолёт — скоростной разведчик Р-10, обладавший солидной по тем временам для самолётов своего класса скоростью в 370 км/ч. В период с 1938 по 1940 год завод изготовил 135 таких самолетов.

    В июле 1939 года совершил испытательный полёт истребитель И-28 конструкции В. П. Яценко. Это была первая в СССР машина с двигателем воздушного охлаждения, которая на высоте 5000 метров показала скорость 576 км/ч. Однако, в связи со сложностью ее изготовления от дальнейшего производства И-28 отказались.

          С июня 1940 года предприятие возглавил Левин Израиль Соломонович. 

          В июне 1940 года заводу было поручено в трёхмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором А. С. Яковлевым истребителя Як-1. С этого года началось многолетнее сотрудничество завода с ОКБ им. Яковлева. В октябре 1940 года первые три самолёта Як-1 поднялись в воздух.

          22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Многие работники завода ушли на фронт. Их заменили женщины и подростки. Люди работали по лозунгу «Все для фронта, все для победы». В 1942 году посетивший завод маршал Ворошилов К.Е назвал коллектив завода «детским садом».

          Коллектив завода № 292, одним из первых в СССР, 11.06.1942 г. получил переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны и первую премию – 1 млн. рублей за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании по отраслям промышленности.

          Это была первая награда коллектива завода за его труд в годы войны. Коллектив завода № 292 удерживал знамя 6 месяцев подряд.

          26 июля 1942 года завод № 292 был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина. Многие работники завода (139 чел.) также были удостоены государственных наград.

          Помощь Красной Армии была всенародной. Саратовские колхозники Ф.Головатый, А.Селиванова, С.Тимофеев и другие внесли в фонд Красной Армии свыше 100 миллионов рублей из собственных сбережений. На эти деньги завод изготовил самолеты, которые были вручены лучшим летчикам – Б.Н. Еремину, А.Ф. Лавренову,  А. Покрышеву.

          Первый случай дарения самолета Военно-Воздушным силам Красной Армии на личные сбережения от жителей Саратовской области отмечен осенью 1942 года.

          В ноябре 1942 года делегация от колхоза «Сигнал Революции» купила самолет Як-1 и подарила именной самолет майору Шишкину В.И., Герою Советского Союза, командиру 291-го истребительного авиационного полка 16-й Воздушной армии, что и было сделано. Всего А. Селиванова купила 3 самолета Як-1.

          Список дарителей Саратовской области насчитывает около 70 человек. Коллектив завода внес на постройку самолетов более 1 миллиона 400 тысяч рублей.

          Всего было на заводе № 292 гражданами и трудовыми коллективами было куплено более 1500 именных самолет.

          В феврале 1943 года был испытан и принят к производству самолет Як-1М. Среднемесячный выпуск самолетом Як-1М достиг 310—320 штук.

          С началом Великой Отечественной войны Саратовский авиационный завод являлся одной из самых желанных целей для фашистской авиации.  По личному приказу Гитлера в ночь на 24 июня 1943 года немецкие бомбардировщики в ходе налёта сбросили на завод свыше ста фугасных бомб весом 500—1000 кг, что привело к разрушению 70 % производственных площадей завода и уничтожению 60 % оборудования. Сгорело 10 цехов и 23 железнодорожных вагона с сырьём, 15 работников завода погибло. Однако, несмотря на столь значительный урон, уже 29 июня началась сборка самолетов Як-1. 10.07.1943г. вышло постановление Государственного Комитета Обороны № 3725 «О мерах неотложной помощи по восстановлению завода № 292» . Государственный комитет обороны установил срок восстановления завода к 1 октября 1943 года. Завод был восстановлен на 17 дней раньше срока: 13 сентября 1943 года завод вышел на выпуск такого же количества самолетов, что и до авианалета.

          В январе 1944 года заводом было освоено производство боевого истребителя Як-3.

С появлением Як-3 летчиками Красной армии было завоевано безраздельное господство в воздухе, и итог войны был предрешен.

          9 мая 1945 года пришла долгожданная Победа. Вкладом коллектива Саратовского авиационного завода в Победу над гитлеровской Германией стали выпущенные во время войны истребители Як-1 (8668 шт.) и Як-З (4009 шт.), автоматы ППШ, корпуса гранат Ф-1, мины, зенитные установки. На саратовских самолетах сражались французские летчики полка «Нормандия-Неман» и польского полка «Варшава».

          Истребитель Як-3 был признана лучшим легким истребителем 2-й мировой войны.

          316 работников завода сложили свои погибли в годы войны (15 от авианалета, 4 летчика-испытателя во время испытаний самолетов, 297 на фронтах)

          2 июля 1945 года Саратовский авиационный завод за огромный вклад в Победу был награжден орденом Трудового Красного Знамени, 206 работников завода получили высокие государственные награды. На вечное хранение было передано Красное знамя Государственного Комитета обороны, которое 28 раз в годы войны присуждалось Саратовскому авиационному заводу по итогам Всесоюзного социалистического соревнования.

  После войны сотрудничество Саратовского авиазавода и ОКБ Яковлева продолжилось. 

      19 апреля 1946 года был испытан первый учебно-тренировочный самолёт Як-11. Этот самолет с цельнометаллическим крылом стал важной ступенью для перехода в будущем на производство реактивной авиационной техники. Всего было выпущено 1710 самолетов Як-11, на которых прошли обучение тысячи летчиков СССР и других стран.

     30 апреля 1949 года завод испытал первый реактивный истребитель конструкции Лавочкина Семёна Алексеевича Ла-15. Он имел необычайно малый вес для реактивного самолёта — 3850 кг, максимальную скорость — 1026 км/ч, был легок в управлении. Всего заводом было выпущено 46 самолетов Ла-15.

            Еще более высокие боевые качества имел одноместный многоцелевой истребитель Миг-15 генеральных конструкторов Микояна Артема Ивановича и Гуревича Михаила Иосифовича. В октябре 1950 года серийный МиГ-15, изготовленный саратовскими самолетостроителями, совершил свой первый испытательный полет. Всего саратовскими авиастроителями было выпущено 1045 самолетов МиГ-15.

          В июле 1950 года директор Саратовского авиационного завода генерал-майор инженерно-технической службы Левин Израиль Соломонович был переведен на другую работу в Москву. Новым директором Саратовского авиационного завода с 14 августа 1950 года стал Шибаев Алексей Иванович.

            28 мая 1952 года вертолёт Ми-4 конструкции КБ Михаила Миля прошёл контрольные заводские испытания, а с декабря того же года завод приступил к серийному производству этого вертолёта. Ми-4 широко использовался в народном хозяйстве СССР в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На Ми-4 установлено 8 мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе этот вертолёт был награждён золотой медалью. Всего саратовскими авиастроителями было выпущено 152 вертолета Ми-4.

            1 января 1953 года на заводской аэродром было вывезено 2 вертолета Як-24. Этот «летающий вагон» в 1950-е годы был самым большим в мире вертолетом. Заводом было выпущено 2 вертолета. В 1953 году миссия сборки вертолета Як-24 была передана заводу № 272 в Ленинград.

          После освоения вертолетов завод опять начал возвращаться к своему прямому назначению — производству самолетов. Завод испытал и начал производство всепогодного, ночного истребителя-перехватчика Як-25. В период с 1954 по 1957 год на заводе было выпущено 483 самолета Як-25.

          В июле 1955 года директор завода Шибаев Алексей Иванович был избран вторым секретарем Саратовского обкома КПСС и 27 июля 1955 года покинул пост директора. В августе 1955 года на пост директора Саратовского авиационного завода был назначен Дубовиков Борис Александрович

          Под руководством Б.А. Дубовикова на заводе была создана система бездефектного изготовления и сдачи продукции с первого предъявления. Под названием «Саратовская система» она получила распространение в стране, способствовала переходу к научному управлению качеством.

          В 4 квартале 1956 года завод приступил к подготовке производства 2-х новых сложных самолетов Як-27Ф и Як-27ЖРД. Освоением и выпуском данных моделей завод занимался в 1957 году. В конце 1957 года началась подготовка производства высотного разведчика Як-27Р, а в 1959 году начато его серийное производство. Самолет Як-27Р, имел скорость 1190 км/час, потолок 19000 м, мощное вооружение. Всего саратовскими авиастроителями было выпущено 180 самолетов Як-27 в семи модификациях. 

          В июле 1957 года директора Саратовского авиационного завода Дубовикова Бориса Александровича переводят на другую работу — председателем Саратовского Совета народного хозяйства. В июле 1957 года завод возглавил опытный инженер и руководитель Денисов Николай Семенович

          В 1956 году было принято решение о начале выпуска на Саратовском авиационном заводе разработанной в МКБ «Факел» под руководством Грушина П. Д. зенитной управляемой ракеты 11Д (B-750B), входившей в состав первого передвижного ЗРК С-75. В 1959 году первые изготовленные САЗом ракеты были успешно испытаны и началась их поставка (в основном армиям иностранных государств). Первый боевой пуск состоялся 7 октября 1959 года. Тогда в небе Китая был сбит высотный самолёт-разведчик RB-57, а подлинным триумфом С-75 стало уничтожение в 1960-х годах самолётов-шпионов U-21 мая 1960 года у города Свердловска, с пытавшимся пересечь территорию СССР лётчиком Ф. Пауэрсом27 октября 1962 года над Кубой8 октября 1966 года в небе Вьетнама. Особую роль зенитные ракеты, изготовленные Саратовским авиационным заводом, сыграли во время войны во Вьетнаме. С 1965 по 1972 год в эту страну было поставлено 7568 ракет. С их использованием было проведено 3228 боев, во время которых было сбито 1293 американских самолётов различных типов, в том числе 54 стратегических бомбардировщика  В-52.

          На заводе началось серийное производство ракеи =т моркого базирования конструтора Челомея В.Н.. Крылатые ракеты П-5, П-5Д, П-35, «Прогресс», П-500 класса «поверхность-поверхность» превосходили зарубежные аналоги.

          В 1963 году было начато освоение и производство клеточной батареи «КБМ-2» для птицефабрик. «КБМ-2» был награжден золотой медалью ВДНХ.

          В эти годы начато производство детских санок, алюминиевой посуды, раскладных кресел, детских игрушек.

          Во второй половине 1965 года завод получил задание освоить производство пассажирского турбореактивного самолета Як-4028 июня 1967 года совершил первый полет самолет Як-40. Экипаж: первый летчик — испытатель Исаев Анатолий Михайлович, второй летчик — испытатель Работа Василий Григорьевичбортинженер — испытатель Тарасов Владимир Алексеевич. В 1968 году Як-40 вышел на внутрисоюзные трассы Аэрофлота. Заводом до 1980 года было выпущено 1006 самолетов Як-40, из них 119 на экспорт, в 19 стран мира. Самолет получил сертификаты летной годности ИталииФРГ, других стран. Самолет постоянно совершенствовался, дорабатывался. Вначале он был рассчитан на 24 пассажирских места. В 1973 году начался выпуск самолета Як-40 на 32 пассажирских места. Як-40 выпускался в различных модификациях: в салонном, грузопассажирском, грузовом варианте. Для оперативного решения транспортных вопросов при заводе был создан летно-транспортный отряд, укомплектованный самолетами Як-40. За многолетнюю эксплуатацию самолет Як-40 зарекомендовал себя надежным и неприхотливым. Самолет Як-40 эксплуатируется и до настоящего времени.

          2 июля 1969 года на территории завода открылся мемориальный комплекс. На стене мемориала высечены фамилии 316 работников Саратовского авиационного завода, погибших в годы Великой Отечественной войны, в том числе при авианалете на завод 24 июня 1943 года. У подножия мемориала была замурована урна со священной для каждого землей Мамаева кургана, доставленной комсомольцами завода из Волгограда.

          Ежегодно в День Победы стали проводить дни открытых дверей. В этот день дети, внуки работников завода могли увидеть продукцию, рабочие места, где трудятся их родные.

          22 апреля 1970 года был открыт Музей Трудовой и боевой славы Саратовского авиационного завода. В этом музее были собраны экспонаты истории завода.

          В конце 1970 года на заводе был создан и начал работу Совет ветеранов войны и труда. Было принято решение – почетное звание «Ветеран труда САЗ» присваивать мужчинам за безупречную работу на заводе не менее 30 лет и женщинам за не менее 25 лет безупречного труда. Впоследствии сроки работы на заводе были сокращены на 5 лет, т.е. мужчинам — 25 лет и женщинам — 20 лет.

          В сентябре 1974 года проведены летные испытания серийного образца самолета вертикального взлета и посадки Як-36М, ставшего прототипом штурмовика Як-38. Первая посадка двух самолетов Як-36М на авианесущий крейсер «Киев» состоялась 18 мая 1975 года. В период с 1974 по 1989 год завод выпустил более 200 штурмовиков корабельного базирования Як-38.

          9 мая 1975 года был заложен первый камень в обелиск с самолетом Як-3 на проспекте Энтузиастов, а 28 октября 1977 года обелиск был торжественно открыт в присутствии многочисленных работников завода, членов их семей.

          В 1976 году начато освоение и производство дождевальных фронтальных установок ДФ-120 «Днепр».

          В 1976 году началось освоение и подготовка производства 120-местного самолета Як-42. Освоение Як-42 велось без прекращения производства самолетов Як-40.

          28 октября 1977 года из сборочного ценха был вывезен и направлен на аэродром для проведения испытаний первый пассажирский самолет Як-42.

          В январе 1979 года переходит на другую работу директор завода Денисов Николай Семенович.

          На должность директора завода назначается выросший в этом коллективе Кривохижин Александр Иванович. Он вложил много труда в техническое перевооружение, внедрение оборудования с программным управлением, освоение новых видов авиационной техники, за что был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР в 1977 году.

          В 1979 году завод приступил к изготовлению ракет класса «воздух-поверхность» 112Э Генерального конструктора, Героя Социалистического Труда Селезнева Игоря Сергеевича. Ракета отличалась большой технологичностью в изготовлении и высокой точностью поражения цели.

          21 января 1982 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании и освоении новой авиационной техники и связи с 50-летием Саратовский авиационный завод был награжден орденом Октябрьской Революции.Многие работники завода удостоены высоких правительственных наград.

Выпускались в большом количестве товары народного потребления: посуда алюминиевая, детские игрушки, санки детские, кресла раскладные, ложки, вилки, коляски детские прогулочные, велосипеды «Космос», сумки переносные с тележкой, лестницы алюминиевые.

          С июня 1985 года директором завода стал Коняшко Вилли Григорьевич, который проработал в этой должности по октябрь 1987 года.

          25 янваоя 1988 года на должность директора Саратовского авиационного завода был назначен Ермишин Александр Викторович.

          До 1991 года Саратовский авиазавод носил условное наименование п/я В-8122 (использовавшееся в почтовой и телеграфной переписке).

          На заводе выпускались пассажирский самолет Як-42, его варианты и модификации Як-42Д, Як-42Ф, Як-42А. ЗАО «Саратовский Авиационный Завод» являлось одним из крупнейших авиастроительных предприятий России, располагающее большим технологическим, производственным и кадровым потенциалом.

          Самолет Як-42Д был сертифицирован Госавиарегистром КНР. Были осуществлены поставки самолетов в Китай, на Кубу.

          Всего было выпущено 171 самолет Як-42 различных модификаций (последний в 2003 г.)

          К середине 1990-х годов было освоено производство спортивно-пилотажного самолета Як-54. Испытательный полет первого саратовского Як-54 состоялся 24 июня 1995 года Всего было выпущено 15 самолетов, в том числе 4 самолета для США.

          Проводились работы по созданию высокоэффективных экологических летательных аппаратов нового поколения на базе передовых достижений современной науки, многофункционального безаэродромного летательного аппарата без крыльев «ЭКИП».

          «Саратовский авиационный завод» был включен в немногочисленный список стратегических предприятий Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

В 2005 году была введена процедура  банкротства, которая завершилась уничтожением завода. 

21 сентября 2012 года Саратовский авиационный завод был вычеркнут из Реестра юридических лиц РФ. Это первый случай в истории советской и российской авиации, когда предприятием-изготовителем было прекращено эксплуатационно-техническое сопровождение (ТО, ремонт, обеспечение запчастями и т. д.) находящихся в эксплуатации самолётов (Як-42, Як-42Д).

28 октября 2013 года в сквере Авиастроителей на проспекте Энтузиастов напротив бывшего корпуса № 11 завода был открыт памятник Саратовскому авиационному заводу, как человеку — с годами рождения и смерти. Это единственный в России памятник заводу.